|
Методические рекомендации учителям классов интегрированного обучения и воспитания |
Система помощи учащимся с ОПФР (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности: 1)помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок); 2)дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; 3)стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду); 4) систематический контроль за деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).
Виды помощи учащимся на различных этапах учебного занятия
При изложении нового материала: а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме; б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью; в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров; г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала; д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).
При организации и в ходе самостоятельной работы на учебном занятии:
а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их; б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания; в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания; г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий; д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых; е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило; з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения; и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания; к) стимулирование самостоятельных действий учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.
В процессе контроля за усвоением учебного материала:
а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе; б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа; в) предложение учащимся примерного плана ответа; г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски; д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности; е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
2. При организации домашней работы:
а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы на учебном занятии; б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях; в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания; г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы; д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.
На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.). |